Новости города БезФормата.Ru
Острогожск
Главные новости
 
Задать вопрос?

История развития Гражданской обороны в России

История развития Гражданской обороны в России

В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие, стала способной наносить удары по тылам противника.
Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.
                    Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы отвечающей за защиту населения в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся системы. Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации защиты гражданского населения.
На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.
Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий.
Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территориальные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой - в городах-пунктах ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время не удалось полностью выполнить все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы.
Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к выполнению многотрудных задач военного времени.
Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.
Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.
В условиях войны она накопила богатый опыт организации защиты населения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последствий. МПВО успешно справилась со своими задачами - затруднить фашистской авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объектов, обеспечить защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, проводить аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.
Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.
Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.
В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.
В то же время гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие?
Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.
В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время.
В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что в случае ядерного нападения возникает необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.
Не без оснований считалось, что высокая готовность гражданской обороны к решению задач в условиях возможной ядерной войны будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания. Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в основном на осуществление мероприятий военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, надо учитывать, что система гражданской обороны любой страны существует в конкретных социальных и экономических условиях.
Поэтому, находясь в рамках жесткого централизованного государства, Гражданская оборона СССР носила и отрицательные черты административно-командной системы. Среди них одной из основных являлась ставка не на силу закона, а на силу директив и приказов, чрезмерно регламентирующих деятельность всех органов.
Все это не только сковывало инициативу местных органов, но и не позволяло учитывать конкретные условия. Отсутствие правовой и экономической базы лишало их надежной опоры для реализации мероприятий гражданской обороны. Большое количество планируемых и проведенных мероприятий по линии гражданской обороны украшали отчеты и доклады, но, к сожалению, многие из них проводились формально. В последние годы существования Гражданской обороны СССР у большинства населения страны появился небеспочвенный скептицизм в отношении ее возможностей обеспечить надежную защиту в условиях ракетно-ядерной войны. Рассматривать в этих условиях систему гражданской обороны как способную самостоятельно обеспечить сохранение жизни людей в современной обстановке было наивным. Только в комплексе мер политического, экономического, военного и социального характера можно реально повысить эффективность защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях мирного времени и от военных опасностей. Решать эту задачу выпало на следующем этапе развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Необходимость новых подходов к организации и содержанию мероприятий по защите населения и территорий, особенно в сфере природно-техногенной безопасности, вызывалась объективными условиями.
Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО.
С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.
Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит.
Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века.
Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.
Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества.
Основными причинами роста количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись:
бурный научно-технический прогресс, который не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводил к возрастанию риска аварий больших технических систем, из-за увеличения числа и сложности последних, роста единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их концентрации;
прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения и как результат – растущие последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду и глобальное изменение климата на нашей планете.
О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты:
- в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек;
- в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории ряда европейских государств;
-в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек.
Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.
В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР.
Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации.
12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР.
Однако жизнь показала, что она не в полной мере могла решать возникающие сложные задачи. Особенно это касалось организации экстренного реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации. Комиссия не имела собственных сил и средств, ее решения носили чаще рекомендательный характер.
Целесообразно было образовать специальное федеральное ведомство, имеющее свои силы, средства, органы управления.
Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели – радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики.
В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.
Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания.
РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной организованности и взаимодействия.
Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства.
Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней.
В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил.
На базе войск гражданской обороны были сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный фронт аварийно-спасательных работ в мирное и военное время.
Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы. Внедрен механизм помощи территориям за счет чрезвычайного резервного фонда Правительства Российской Федерации. На всех уровнях созданы резервы материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Решается вопрос о распределении финансовой и материальной ответственности при чрезвычайных ситуациях между уровнями государственной власти, органами местного самоуправления.
Развернуто широкое международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется в мировое аварийно-спасательное сообщество, активность и успехи на международной арене снискали ей значительный авторитет.

 

  В 1931 г. французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию " Ассоциация Женевских зон ", которая в последствии была преобразована в Международную организацию гражданской обороны.
28.08.2017 Администрация
По прогнозам воронежских синоптиков, солнечные, тёплые дни продолжат радовать жителей региона Осень не спешит вступать в свои права и уже несколько дней балует воронежцев погожими днями.
20.09.2017 Voronezh.Ru
По прогнозам воронежских синоптиков, солнечные, тёплые дни продолжат радовать жителей региона Осень не спешит вступать в свои права и уже несколько дней балует воронежцев погожими днями.
20.09.2017 Communa.Ru
Прогноз погоды на 21.09.17 - ГТРКПо сообщению синоптиков, 21 сентября по области и в Воронеже ясно. Осадков не ожидается.
20.09.2017 ГТРК
Прогноз погоды с Фантой Диоп на 20.09.17 - ГТРКБлижайшие дни будут тёплыми и безоблачными. Та самая осень, которую все ждали – тёплая и солнечная.
19.09.2017 ГТРК
По сообщению синоптиков, 20 сентября по области и в Воронеже ясно. Осадков не ожидается.
19.09.2017 ГТРК
В России 2017 год объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий.
19.09.2017 Voronezh.Ru
Метеорологи рассказали, когда «бабье лето» закончится в Воронежской области - ГТРКРанее синоптики прогнозировали, что тёплая погода в регионе сохранится до 18 сентября.
19.09.2017 ГТРК
Экологи: Более 3 тысяч деревьев в Воронеже требуют замены - ГТРКВ 2018 году инвентаризация продолжится ещё на 50 улицах города. Большинство деревьев на Ленинском проспекте Воронежа требуют замены.
19.09.2017 ГТРК
В 2018 году инвентаризация продолжится ещё на 50 улицах города. Большинство деревьев на Ленинском проспекте Воронежа требуют замены.
19.09.2017 Vrn.Best-City.Ru
В России 2017 год объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий.
19.09.2017 Communa.Ru
С воронежских кладбищ вывезли 842 аварийных дерева - VrnTimes.RuТеги:  Воронежское похоронное бюро В похоронном бюро напомнили о необходимости содержать озеленения на могилах родственников   Воронежское похоронное бюро продолжает уборку с кладбищ упавших и аварийных деревьев.
19.09.2017 VrnTimes.Ru
Sequence 10.Still096 - Borisoglebsk.NetВ субботу 16 сентября ученики 3 «В» класса Борисоглебской школы №12 вместе с родителями вышли на уборку родного города.
18.09.2017 Borisoglebsk.Net
Прогноз погоды с Ильёй Савчуком на 19.09.17 - ГТРКВ Воронеже синоптики обещают ясную погоду. Сегодня – Всемирный день мониторинга воды.
18.09.2017 ГТРК
Прогноз погоды с Фантой Диоп на 21.09.17 - ГТРКЦентральную Россию ожидает третья и самая продолжительная волна «бабьего лета».
20.09.2017 ГТРК
Прогноз погоды на 21.09.17 - ГТРКПо сообщению синоптиков, 21 сентября по области и в Воронеже ясно. Осадков не ожидается.
20.09.2017 ГТРК
По прогнозам воронежских синоптиков, солнечные, тёплые дни продолжат радовать жителей региона Осень не спешит вступать в свои права и уже несколько дней балует воронежцев погожими днями.
20.09.2017 Communa.Ru
DSC_9904 - ГУ МВД Воронежской областиСегодня состоялась пресс-конференция начальника отдела управления уголовного розыска ГУ МВД России по Воронежской области подполковника полиции Александра Арчакова.
19.09.2017 ГУ МВД Воронежской области
DSC_9997 - ГУ МВД Воронежской областиВ Воронеже состоялся круглый стол по теме «Новые требования к организации поиска пропавших детей».
20.09.2017 ГУ МВД Воронежской области
Воронежская область стала третьей в ЦФО по мошенничествам - VrnTimes.RuС начала года в регионе возбудили почти две тысячи уголовных дел по этой статье   Воронежская область заняла третье место в ЦФО по числу преступлений, связанных с мошенничеством.
20.09.2017 VrnTimes.Ru
За покровительство и попустительство - Газета Берег
За покровительство и попустительство
Бывший командир отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД по Воронежу Александр Дегтярев за взяточничество заплатит штраф 350 тыс.
Газета Берег
Концерт гитарной музыки - БФ ВГУ19 сентября 2017 года студенты историко-филологического факультета БФ ВГУ побывали на концерте лауреата всероссийских конкурсов и Международной олимпиады искусств Михаила Спичкова.
20.09.2017 БФ ВГУ
В художественном музее рассказали об открывающемся международном пленэре «Ольденбургские» - Департамент культуры      20 сентября в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского состоялась пресс-конференция участников Международного академического пленэра «Ольденбургские».
20.09.2017 Департамент культуры
Воронежский оперный театр начнёт сезон со спектакля о менеджере среднего звена - VrnTimes.RuТеги:  Театр оперы и балета Постановку «Браво, Фигаро» создали с нуля по идее художественного руководителя Андрея Огиевского   Воронежский театр оперы и балета откроет 57-й сезон спектаклем-концертом «Браво, Фигаро!».
20.09.2017 VrnTimes.Ru
На Адмиралтейской площади 14 сентября в честь 85-летия Центрального района пройдет одновременный пленэр
На Адмиралтейской площади 14 сентября в честь 85-летия Центрального района пройдет одновременный пленэр живописи «Талантливый Воронеж».
Газета Берег
Все на хоккей! Открытие сезона в Воронеже! - ХК БуранУважаемые любители хоккея! Приглашаем вас на первый домашний поединок "Бурана" в этом сезоне!
20.09.2017 ХК Буран
Артем Сильченко поболеет за - ХК БуранСегодня на первый матч нового сезона в качестве почетного гостя мы пригласили одного из крутейших воронежских спортсменов - Артема Сильченко.
20.09.2017 ХК Буран
Пресс-атташе «Амкара»: «На игру с воронежским «Факелом» привезем основной состав» - ФК ФакелИгра: Факел — Амкар ( online ) Пермский «Амкар» не может недооценивать воронежский «Факел» в матче 1/16 Кубка России, отметил пресс-атташе клуба Александр Королев в беседе с журналистом РИА «Воронеж».
20.09.2017 ФК Факел
Шанс заявить о себе - Газета Берег
Шанс заявить о себе
Предстоящий чемпионат Высшей хоккейной лиги воронежский «Буран» начнет под руководством нового наставника.
Газета Берег
На своем уровне - Газета Берег
На своем уровне
Очередной розыгрыш Кубка России по спортивной гимнастике проходил с 24 по 27 августа в Екатеринбурге.
Газета Берег
За минувшие восемь месяцев подразделения противопожарной службы Воронежской области осуществили 2296 выездов на пожары, а также 189 раз привлекались к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
20.09.2017 Communa.Ru
         Управление Роспотребнадзора по Воронежской области информирует, что в настоящее время эпидемическая ситуация по заболеваемости гриппом и ОРВИ в целом по области соответствует сезонному уровню без превышения эпид
20.09.2017 Роспотребнадзор
Названы финалисты конкурса «Самое красивое село Воронежской области» - Галерея ЧижоваПобедитель, которому достанется грант в 1 миллион рублей, будет определен в ноябре.
20.09.2017 Галерея Чижова
На территории города Воронежа с 21 по 24 сентября будет проводиться Форум молодежных правительств и специалистов государственной молодежной политики ЦФО по вопросам межнациональных отношений.
20.09.2017 Communa.Ru
18 сентября 2017 года в ОМВД России по Таловскому району поступило сообщение о том, что в доме по ул.
20.09.2017 ГУ МВД Воронежской области