Новости города БезФормата.Ru
Острогожск
Главные новости
 
Задать вопрос?

История развития Гражданской обороны в России

История развития Гражданской обороны в России

В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие, стала способной наносить удары по тылам противника.
Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.
                    Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы отвечающей за защиту населения в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся системы. Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации защиты гражданского населения.
На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.
Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий.
Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территориальные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой - в городах-пунктах ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время не удалось полностью выполнить все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы.
Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к выполнению многотрудных задач военного времени.
Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.
Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.
В условиях войны она накопила богатый опыт организации защиты населения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последствий. МПВО успешно справилась со своими задачами - затруднить фашистской авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объектов, обеспечить защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, проводить аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.
Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.
Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.
В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.
В то же время гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие?
Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.
В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время.
В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что в случае ядерного нападения возникает необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.
Не без оснований считалось, что высокая готовность гражданской обороны к решению задач в условиях возможной ядерной войны будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания. Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в основном на осуществление мероприятий военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, надо учитывать, что система гражданской обороны любой страны существует в конкретных социальных и экономических условиях.
Поэтому, находясь в рамках жесткого централизованного государства, Гражданская оборона СССР носила и отрицательные черты административно-командной системы. Среди них одной из основных являлась ставка не на силу закона, а на силу директив и приказов, чрезмерно регламентирующих деятельность всех органов.
Все это не только сковывало инициативу местных органов, но и не позволяло учитывать конкретные условия. Отсутствие правовой и экономической базы лишало их надежной опоры для реализации мероприятий гражданской обороны. Большое количество планируемых и проведенных мероприятий по линии гражданской обороны украшали отчеты и доклады, но, к сожалению, многие из них проводились формально. В последние годы существования Гражданской обороны СССР у большинства населения страны появился небеспочвенный скептицизм в отношении ее возможностей обеспечить надежную защиту в условиях ракетно-ядерной войны. Рассматривать в этих условиях систему гражданской обороны как способную самостоятельно обеспечить сохранение жизни людей в современной обстановке было наивным. Только в комплексе мер политического, экономического, военного и социального характера можно реально повысить эффективность защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях мирного времени и от военных опасностей. Решать эту задачу выпало на следующем этапе развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Необходимость новых подходов к организации и содержанию мероприятий по защите населения и территорий, особенно в сфере природно-техногенной безопасности, вызывалась объективными условиями.
Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО.
С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.
Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит.
Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века.
Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.
Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества.
Основными причинами роста количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись:
бурный научно-технический прогресс, который не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводил к возрастанию риска аварий больших технических систем, из-за увеличения числа и сложности последних, роста единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их концентрации;
прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения и как результат – растущие последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду и глобальное изменение климата на нашей планете.
О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты:
- в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек;
- в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории ряда европейских государств;
-в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек.
Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.
В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР.
Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации.
12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР.
Однако жизнь показала, что она не в полной мере могла решать возникающие сложные задачи. Особенно это касалось организации экстренного реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации. Комиссия не имела собственных сил и средств, ее решения носили чаще рекомендательный характер.
Целесообразно было образовать специальное федеральное ведомство, имеющее свои силы, средства, органы управления.
Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели – радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики.
В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.
Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания.
РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной организованности и взаимодействия.
Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства.
Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней.
В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил.
На базе войск гражданской обороны были сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный фронт аварийно-спасательных работ в мирное и военное время.
Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы. Внедрен механизм помощи территориям за счет чрезвычайного резервного фонда Правительства Российской Федерации. На всех уровнях созданы резервы материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Решается вопрос о распределении финансовой и материальной ответственности при чрезвычайных ситуациях между уровнями государственной власти, органами местного самоуправления.
Развернуто широкое международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется в мировое аварийно-спасательное сообщество, активность и успехи на международной арене снискали ей значительный авторитет.

 

  В 1931 г. французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию " Ассоциация Женевских зон ", которая в последствии была преобразована в Международную организацию гражданской обороны.
28.08.2017 Администрация
Воронежские активисты ОНФ обеспокоены строительством магазинов на учас... - ОНФ в Воронежской областиВоронежские активисты Общероссийского народного фронта озабочены строительством в городе Семилуки магазинов на земельных участках, изначально предназначенных для размещения спортплощадок.
19.01.2018 ОНФ в Воронежской области
Прогноз погоды на 20.01.18 - Slovosti.RuИсточник: vestivrn.ru По сообщению синоптиков, 20 января по области и в Воронеже пасмурно.
19.01.2018 Slovosti.Ru
В Воронежской области на выходных столбик термометра поднимется до +2 градусов - Slovosti.RuИсточник: vestivrn.ru Ожидаются осадки в вине снега и мокрого снега. В Воронежской области в эти выходные, 20 и 21 января, столбик термометра вновь обещает подняться выше нуля, предупреждают синоптики.
19.01.2018 Slovosti.Ru
Синоптики пообещали воронежцам снежные выходные - Slovosti.RuИсточник: tv-gubernia.ru В Воронеже в ближайшие выходные, 20 и 21 января, потеплеет и пойдет снег.
19.01.2018 Slovosti.Ru
В Воронеже к концу выходных потеплеет до +1 градуса - РИА ВоронежПрогноз на 19-21 января: небольшой снег, днем от -7. По сравнению с рабочей неделей выходные, согласно прогнозам синоптиков, будут теплыми.
19.01.2018 РИА Воронеж
Спасение привязанного к дереву грача в Воронеже попало на видео - РИА ВоронежВолонтеры арендовали автокран. Операция по спасению птицы прошла во дворе школы №9 в Воронеже (Карла Маркса,69) в четверг, 18 января.
18.01.2018 РИА Воронеж
На Воронеж надвигается снегопад с сильным ветром - Bloknot-Voronezh.RuНепогода придет в столицу Черноземья в ночь на 19 января. На Воронеж надвигается непогода.
18.01.2018 Bloknot-Voronezh.Ru
Белгородский «БЭЗРК-Белгранкорм» недосчитался почти 700 млн рублей прибыли из-за упавшего рынка мяса птицы - Abireg.RuБелгород. 18.01.2018. ABIREG.RU – Белгородский агрохолдинг «БЭЗРК-Белгранкорм» по итогам 2017 года сократил чистую прибыль с 5,4 млрд до 4,7 млрд рублей из-за существенного падения дохода от птицеводства,
18.01.2018 Abireg.Ru
Воронежские спасатели напомнили желающим искупаться в Крещение о правилах безопасности - РИА ВоронежНа водоеме есть промоины. Воронежцам, планирующим искупаться в крещенскую ночь в поселке Боровое у Троицкого храма, придется заходить в воду с берега.
18.01.2018 РИА Воронеж
Фото: adminknt.ru Необходимости постоянной охраны окружающей среды были посвящены песни, стихотворения и театральные сценки В Кантемировке подвели итоги прошедшего Года экологии,
18.01.2018 Единая Россия
На Воронежскую область надвигается метель - Communa.RuПо прогнозам синоптиков, к выходным в регион придут снегопады с сильным ветром, а столбик термометра поднимется до нуля градусов Сергей Дорохов Причина таких перемен на погодном фронте – южный циклон,
18.01.2018 Communa.Ru
В воронежских парках около водоемов установили предупреждающие таблички - РИА ВоронежГорожан попросили не выходить на лед и не оставлять детей без присмотра. В парках Воронежа около водоемов установили предупреждающие знаки, сообщила пресс-служба мэрии в четверг, 18 января.
18.01.2018 РИА Воронеж
Прогноз погоды на 19.01.18 - Slovosti.RuИсточник: vestivrn.ru По сообщению синоптиков, 19 января по области и в Воронеже переменная облачность.
18.01.2018 Slovosti.Ru
Воронежские активисты ОНФ обеспокоены строительством магазинов на учас... - ОНФ в Воронежской областиВоронежские активисты Общероссийского народного фронта озабочены строительством в городе Семилуки магазинов на земельных участках, изначально предназначенных для размещения спортплощадок.
19.01.2018 ОНФ в Воронежской области
В Воронеже к концу выходных потеплеет до +1 градуса - РИА ВоронежПрогноз на 19-21 января: небольшой снег, днем от -7. По сравнению с рабочей неделей выходные, согласно прогнозам синоптиков, будут теплыми.
19.01.2018 РИА Воронеж
Борисоглебский филиал ВГУ подводит итоги Года экологии - ВГУБорисоглебский филиал ВГУ в прошедшем 2017 году стал основным координатором работы образовательных, общественных и благотворительных организаций Борисоглебского городского округа в области экологического просвещения.
17.01.2018 ВГУ
Транспортный коллапс у воронежской СОШ №102 - Communa.RuРодители учеников вместе с педагогами недавно открытого учреждения бьют тревогу:
19.01.2018 Communa.Ru
Житель Воронежской области ответит в суде за насилие над 8-летней девочкой - РИА ВоронежРанее мужчина уже издевался над малолетними. Житель Богучарского района, 51-летний мужчина, попал под суд за насилие над восьмилетней девочкой, сообщила пресс-служба СУ СКР по региону в пятницу, 19 января.
19.01.2018 РИА Воронеж
Жителя Воронежской области осудили за кражу 1,3 млн рублей из дома пенсионерки - РИА ВоронежПохититель пытался оправдаться тем, что не пересчитывал купюры. Лискинский суд приговорил 24-летнего местного жителя к 3 годам колонии общего режима за кражу 1,3 млн рублей у 71-летней пенсионерки.
18.01.2018 РИА Воронеж
Гид РИА «Воронеж»: чем заняться в выходные 20 и 21 января - РИА ВоронежСамые интересные события уикенда. В традиционном обзоре РИА «Воронеж» – самые интересные культурные, образовательные и спортивные мероприятия, которые пройдут в городе в конце недели, а также события,
19.01.2018 РИА Воронеж
Первоисточник отразился, как в капле - Communa.RuТеатр | Автора пьесы о Каренине герой интересует не как государственный деятель, а как человек Признаюсь,
18.01.2018 Communa.Ru
Алла Решетникова продемонстрирует создание абстрактных картин - Департамент культуры           В Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского открылась выставка Аллы Решетниковой «Грамматика абстракции» .
19.01.2018 Департамент культуры
Байки из-под елки - Газета Берег
Байки из-под елки
В историях, где присутствует Дед Мороз и Снегурочка, находится место не только чуду, но и веселой шутке.
Газета Берег
Знаки памяти - Газета Берег
Знаки памяти
На базе Воронежского института высоких технологий представители Совместной комиссии по изучению новейшей истории российско-германских отношений встретились с историками, педагогами, творческой интеллигенцией Воронежа.
Газета Берег
Хранители волшебства - Газета Берег
Хранители волшебства
Деды Морозы и Снегурочки 23 декабря буквально оккупировали центр Воронежа: сотни сказочных персонажей приняли участие в традиционном предновогоднем параде.
Газета Берег
"Россошь" прервала победную серию - ХК БуранСегодня "Россошь", увы, прервала свою дерзкую победную серию, проиграв в повторном матче МХК "Липецк" 3:6.
18.01.2018 ХК Буран
«Больше, чем клуб». История легендарного слогана «Барселоны» - Клуб болельщиков ФК ФакелВ 1930-м республиканское правительство Испании жестко подавило очередную попытку Каталонии стать независимой.
18.01.2018 Клуб болельщиков ФК Факел
Возвращение Комовой, коллекция Мельниковой - Газета Берег
Возвращение Комовой, коллекция Мельниковой
Московский спорткомплекс «Олимпийский» 18-20 декабря принимал XXIV Международный турнир по спортивной гимнастике на Кубок двукратного олимпийского чемпиона Михаила Воронина.
Газета Берег
IMG_1439 - МЧСПо данным оперативного штаба Главного управления, по состоянию на 8 утра, в крещенских купаниях приняло участие порядка 17 тысяч человек – жителей и гостей Воронежской области.
19.01.2018 МЧС
Финальный турнир Детского Кубка России по шахматам прошёл в Обнинске (Калужская область).
19.01.2018 ИА Воронеж-Медиа
  20  января мы отмечаем 75-ю годовщину  освобождения города Острогожска от немецко-фашистских захватчиков.
19.01.2018 Администрация
Воронежскими приставами за прошедший год выдворены 332 иностранных гражданина - УФССПВ 2017 году сотрудники Специализированного отдела оперативного дежурства Управления ФССП России по Воронежской области выдворили из страны 332 иностранных гражданина.
19.01.2018 УФССП
Приказом управления лесного хозяйства утвержден план мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону 2018 года.
19.01.2018 Правительство Воронежской области