История развития Гражданской обороны в России

История развития Гражданской обороны в России

В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие, стала способной наносить удары по тылам противника.
Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.
                    Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы отвечающей за защиту населения в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся системы. Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации защиты гражданского населения.
На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.
Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий.
Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территориальные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой - в городах-пунктах ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время не удалось полностью выполнить все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы.
Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к выполнению многотрудных задач военного времени.
Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.
Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.
В условиях войны она накопила богатый опыт организации защиты населения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последствий. МПВО успешно справилась со своими задачами - затруднить фашистской авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объектов, обеспечить защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, проводить аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.
Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.
Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.
В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.
В то же время гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие?
Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.
В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время.
В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что в случае ядерного нападения возникает необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.
Не без оснований считалось, что высокая готовность гражданской обороны к решению задач в условиях возможной ядерной войны будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания. Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в основном на осуществление мероприятий военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, надо учитывать, что система гражданской обороны любой страны существует в конкретных социальных и экономических условиях.
Поэтому, находясь в рамках жесткого централизованного государства, Гражданская оборона СССР носила и отрицательные черты административно-командной системы. Среди них одной из основных являлась ставка не на силу закона, а на силу директив и приказов, чрезмерно регламентирующих деятельность всех органов.
Все это не только сковывало инициативу местных органов, но и не позволяло учитывать конкретные условия. Отсутствие правовой и экономической базы лишало их надежной опоры для реализации мероприятий гражданской обороны. Большое количество планируемых и проведенных мероприятий по линии гражданской обороны украшали отчеты и доклады, но, к сожалению, многие из них проводились формально. В последние годы существования Гражданской обороны СССР у большинства населения страны появился небеспочвенный скептицизм в отношении ее возможностей обеспечить надежную защиту в условиях ракетно-ядерной войны. Рассматривать в этих условиях систему гражданской обороны как способную самостоятельно обеспечить сохранение жизни людей в современной обстановке было наивным. Только в комплексе мер политического, экономического, военного и социального характера можно реально повысить эффективность защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях мирного времени и от военных опасностей. Решать эту задачу выпало на следующем этапе развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Необходимость новых подходов к организации и содержанию мероприятий по защите населения и территорий, особенно в сфере природно-техногенной безопасности, вызывалась объективными условиями.
Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО.
С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.
Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит.
Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века.
Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.
Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества.
Основными причинами роста количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись:
бурный научно-технический прогресс, который не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводил к возрастанию риска аварий больших технических систем, из-за увеличения числа и сложности последних, роста единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их концентрации;
прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения и как результат – растущие последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду и глобальное изменение климата на нашей планете.
О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты:
- в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек;
- в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории ряда европейских государств;
-в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек.
Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.
В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР.
Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации.
12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР.
Однако жизнь показала, что она не в полной мере могла решать возникающие сложные задачи. Особенно это касалось организации экстренного реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации. Комиссия не имела собственных сил и средств, ее решения носили чаще рекомендательный характер.
Целесообразно было образовать специальное федеральное ведомство, имеющее свои силы, средства, органы управления.
Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели – радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики.
В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.
Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания.
РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной организованности и взаимодействия.
Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства.
Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней.
В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил.
На базе войск гражданской обороны были сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный фронт аварийно-спасательных работ в мирное и военное время.
Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы. Внедрен механизм помощи территориям за счет чрезвычайного резервного фонда Правительства Российской Федерации. На всех уровнях созданы резервы материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Решается вопрос о распределении финансовой и материальной ответственности при чрезвычайных ситуациях между уровнями государственной власти, органами местного самоуправления.
Развернуто широкое международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется в мировое аварийно-спасательное сообщество, активность и успехи на международной арене снискали ей значительный авторитет.

 

 
По теме
  В 1931 г. французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию " Ассоциация Женевских зон ", которая в последствии была преобразована в Международную организацию гражданской обороны.
28.08.2017
Воронежская область направила свои предложения в Минприроды для нацпроекта «Экология» - РИА Воронеж Документ определит наиболее важные природоохранные направления в РФ. Воронежская область направила свои предложения для включения в национальный проект «Экология», паспорт которого формирует Минприроды РФ,
17.07.2018
 
 
Экологическая акция сотрудников филиала ФБУ «Рослесозащита» «ЦЗЛ Воронежской области» «Скворечник» - Рослесозащита ЦЗЛ Воронежской области      14 июля сотрудники отдела мониторинга состояния лесных генетических ресурсов филиала ФБУ «Рослесозащита» «ЦЗЛ Воронежской области» организовали акцию «Скворечник», приуроченную ко 80-летию службы защиты леса.
17.07.2018
 
Спасатели объявили штормовое предупреждение в Воронежской области из-за ливней - РИА Воронеж Дожди пройдут 17 и 18 июля. Главное управление МЧС по Воронежской области со ссылкой на данные Воронежского гидрометцентра объявило штормовое предупреждение из-за сильных дождей.
17.07.2018
Прогноз погоды на 18.07.18 - Slovosti.Ru Источник: vestivrn.ru По сообщению синоптиков областного гидрометцентра, 18 июля по области и в Воронеже облачно с прояснениями.
17.07.2018
 
На Воронежскую область обрушатся ливневые дожди - Slovosti.Ru Источник: vestivrn.ru МЧС объявило штормовое предупреждение. Спасатели со ссылкой на региональный гидрометцентр объявили штормовое предупреждение из-за очень сильных дождей, которые обрушатся на Воронежскую область.
17.07.2018
17072018001 - Департамент природных ресурсов и экологии Жюри международного конкурса на разработку концепции развития памятника природы областного значения «Центральный парк города Воронежа» определило три лучших портфолио.
17.07.2018
Экологическая акция сотрудников филиала ФБУ «Рослесозащита» «ЦЗЛ Воронежской области» «Скворечник» - Рослесозащита ЦЗЛ Воронежской области      14 июля сотрудники отдела мониторинга состояния лесных генетических ресурсов филиала ФБУ «Рослесозащита» «ЦЗЛ Воронежской области» организовали акцию «Скворечник», приуроченную ко 80-летию службы защиты леса.
17.07.2018 Рослесозащита ЦЗЛ Воронежской области
Модернизированная линия водоочистки была запущена в среду в ходе посещения главой региона Александром Гусевым правобережных очистных сооружений ООО «РВК-Воронеж».
29.06.2018 Газета Берег
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области завершено расследование уголовного дела в отношении 43-летнего консультанта (специалиста) по юридическим вопросам ООО УК «БиК» (фа
16.07.2018 Следственный комитет
Пропустили  через С.И.Т.О. - Газета Берег В мире современного искусства нередко можно услышать, что нет у нас достойной режиссерской смены.
17.07.2018 Газета Берег
Пример верности присяге - Газета Берег На празднование 75-летия 20-й гвардейской Краснознаменной общевойсковой армии в Воронежском концертном зале 6 июля собрались ветераны, руководство и личный состав военного объединения, юнармейцы,
17.07.2018 Газета Берег
Вечером 28 июня Советская площадь Воронежа превратилась в царство воды, музыки и света.
10.07.2018 Газета Берег
На прошлой неделе на сцене Воронежского концертного зала столичные актеры давали антрепризный спектакль о жителях российской глубинки «Хочу на Сейшелы».
06.07.2018 Газета Берег
В рамках Всероссийского гастрольного тура «Звезды Русского радио-2018» на сцене развлекательного комплекса «The Voda» выступил экс-солист некогда популярной группы Hi-Fi Митя Фомин с яркой шоу-программой.
03.07.2018 Газета Берег
ГОЛЫ: Кухарчук, 13 (1:0), Кухарчук, 88 (2:0). "ТОМЬ": Мелихов, Тен, Зуйков, Шумских, Клещенко, Сасин (Тихий, 52), Кухарчук (Кудряшов, 89), Шалаев, Калинский (Фомин, 76), Казаев, Кузьмичёв (Тлупов, 56).
17.07.2018 Клуб болельщиков ФК Факел
«Томь»-«Факел»: послематчевая пресс-конференция - ФК Факел Персоны: ВОЛГИН Сергей Игра: Томь — Факел ( online ) Предлагаем вашему вниманию видеозапись пресс-конференции главных тренеров «Факела» и «Томи», Сергея Волгина и Василия Баскакова соответственно,
17.07.2018 ФК Факел
Возвращение спустя 21 год - ФК Факел Персоны: ВОЛГИН Сергей В преддверии старта «Факела» в Олимп-Первенстве России по футболу среди команд клубов Футбольной Национальной Лиги спортивного сезона 2018-2019 годов определился состав тренерского штаба нашей команды.
16.07.2018 ФК Факел
Завершилась отпускная пора у тренерского штаба и хоккеистов «Бурана». На уходящей неделе команда собралась в Воронеже, и ее игроки прошли медицинский осмотр.
13.07.2018 Газета Берег
В Курске финишировал чемпионат России по велоспорту (шоссе). Воронежцам удалось завоевать в соседнем регионе две награды.
13.07.2018 Газета Берег
Житель Острогожского района наказан за мелкое хулиганство.  В  июле 2018 года в здании БУЗ ВО «Острогожская РБ», гражданин Р. находился в состоянии алкогольного опьянения и агрессивном возбужденном состоянии,
17.07.2018 Районный суд